2012-01-07

Леннарт Дальгрен. "Вопреки абсурду. Как я покорял Россию, а она меня"

Прочитал на выходных книгу из заголовка. Автор - в недавнем прошлом генеральный директор ИКЕА в России, занимался открытием первых магазинов ИКЕА и Мега. Судя по описанию собрал все возможные шишки, которые может собрать честный бизнесмен в нашей стране.
Кратенько о книге:
  • приятно написана и легко читается
  • имеет удобную структуру и организацию - состоит из небольших не связанных между собой рассказов (за исключением некоторых общих идей и действующих лиц)
  • автор - исключительный интеллигент с некоторыми элементами наивности
  • чаще всего автор пишет о простых вещах, но ни в коем случае нельзя обвинить его в поверхностности или недалекости. Когда надо - автор копает настолько глубоко, насколько это требуется
  • генеральный директор ИКЕА мечтал открыть филиалы в СССР ещё в 70-е годы
  • на российский рынок ИКЕА вышла с третьей попытки
  • сам Леннарт Дальгрен, изначально, был категорически против выхода на российский рынок
  • сотрудники ИКЕА принципиально не дают взяток. Преемник Дальгрена в России, недавно поплатился своим постом, за то, что закрыл глаза на взятки, которые давал подрядчик (!) ИКЕА (это уже не из книги)
  • расчётное время окупаемости инвестиций в российский рынок - 10 лет
  • половина российского мебельного экспорта проходит по каналам ИКЕА
  • в некоторых случаях Дальгрен перехваливает Россию и её жителей. Наверное, действительно, любит нашу страну
  • открытым текстом пишет имена героев, которые препятствовали развитию бизнеса ИКЕА в России. Неудивительно, что после выхода его книги в СМИ возникли местяковые скандалы
  • на протяжении всей книги автор пытается выглядеть овечкой, хотя очевидно, что это не так - просто в нужных местах он грамотно не договаривает :)
  • личное резюме - легкая, приятная книга о бизнесе, рекомендую к прочтению.


Небольшая, характерная, цитата из книги:
...мне довелось выступать в Петербурге на конференции, организованной Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности и Министерством промышленности. Я решил участвовать, потому что меня весьма заинтересовала ключевая тема повестки дня: «Как бороться с экспансией ИКЕА в России?»

Вероятно, при составлении программы не учли того факта, что ИКЕА, будучи членом Ассоциации, тоже будет приглашена на обсуждение. Несмотря на легкую панику среди организаторов, мое выступление включили в программу, которую пришлось спешно перекраивать.

В воздухе конференц-холла висело напряжение, враждебность я чувствовал спинным мозгом. Организаторы зачитали программу, и после того, как мое предстоящее выступление несколько раз обошли молчанием, мне пришлось самому напомнить о себе. Реакция аудитории на мою презентацию была неожиданно агрессивной, но меня это только раззадорило. С первых же слов меня несколько раз перебивали организаторы, вставляя не всегда уместные и неизменно резкие суждения. Один из слушателей вскочил и выкрикнул, что точно знает: ИКЕА подкупила российского премьер-министра Михаила Касьянова, «Мишу – два процента». Это прозвище российский премьер получил в связи с многочисленными историями о взятках.

Я рассмеялся в ответ на нелепую реплику и продолжил в более шутливом тоне рассказывать, как нам все время мешали различные люди и организации. Но говорил, что после каждой такой попытки мы становились только сильнее, поскольку приходилось находить новые, нестандартные пути решения возникающих проблем. В заключение я отметил, что большинство наших недругов в других странах были начисто лишены изобретательности, и пожелал недоброжелателям творческих успехов.

К моей неописуемой радости, настроение слушателей заметно изменилось в лучшую сторону, они встречали мои шутливые пассажи вполне искренним смехом, тогда как за столом организаторов, наоборот, воцарилось уныние. Когда я закончил, они совсем скисли и объявили перерыв. На выходе из аудитории ко мне подошли многие представители мебельных компаний, чтобы познакомиться. По возвращении в Москву я передал их визитки нашим закупщикам, которые стали налаживать сотрудничество с этими предприятиями.

Комментариев нет: